Газета приводит примеры ситуаций на дорогах, когда непонятно, на кого возложить автогражданскую ответственность.
Известия,
1 сентября 2003 г.
Правила движения. Кто несет гражданскую ответственность за ущерб в ДТП 4707 просмотров
По данным ГИБДД, количество ДТП год от года растет. И пока страхование гражданской ответственности, как добровольное, так и обязательное, в сумме охватывает не более 10% владельцев машин, всякий раз встает вопрос: на кого возложить эту самую гражданскую ответственность? Ситуации, в которые попадают наши читатели, свидетельствуют, что дать правильный ответ на этот вопрос затрудняются не только участники ДТП, но и сотрудники правоохранительных органов.
Вот типичная история, рассказанная нам Анатолием Эпштейном из Москвы:
- На даче попросил соседа отвезти мою жену на моем автомобиле на станцию. Сам сесть за руль не мог, так как был выпивши, но сел в машину вместе с соседом и женой. При выезде на шоссе сосед столкнулся с иномаркой и был признан виновником ДТП. Кто должен возмещать ущерб за поврежденную иномарку? В ГАИ сказали, что гражданская ответственность целиком на мне, так как у соседа не было доверенности на управление моей машины. Так ли это? Ведь правила разрешают управлять машиной тем, кто имеет водительские права, в том случае, когда владелец машины находится в салоне автомобиля.
Правила дорожного движения это действительно разрешают. Поэтому административная ответственность за ДТП и уголовная ответственность, если в результате ДТП произойдет несчастный случай, действительно лежит на водителе машины. Но что касается обязанности возместить ущерб, то ситуация иная. Так как владелец находился в машине, она не выбывала у него из владения, значит, именно он на основании ст.1079 ГК РФ и несет ответственность за вред, нанесенный имуществу и здоровью третьих лиц.
А вот более сложный вопрос. А если за рулем сидит владелец машины на основании доверенности, а собственник сидит рядом? Такое случается очень часто. Например, владельца машины возит его сын, управляющий машиной по доверенности, или просто шофер. Кто в этом случае возмещает ущерб в ДТП? Здесь мы уже имеем разные толкования закона. Если водитель управлял машиной по доверенности, т.е. она находилась в его законном владении, то он и несет гражданскую ответственность.
Но что делать, если в машине два владельца: один на основании доверенности, а второй на праве собственности или другой доверенности? Практика показывает, что в этом случае возможны три варианта в решении вопроса о гражданской ответственности. Первое решение: ответственность лежит на владельце, который сидел за рулем. Второе: она лежит на собственнике машины, который находился в салоне автомобиля. И, наконец, оба владельца машины несут солидарную ответственность. К сожалению, закон позволяет применять все три варианта толкования.
А вот еще одна история. Тимур Наскулов из Северодвинска: "Сын взял мою машину без спроса, без доверенности и попал на ней в аварию. Суд решил, что вред должен возмещать я. Законно ли это?"
Здесь действует такое правило. Если собственник машины права управления водителю не передавал, то ответственным будет сам собственник, если только он не докажет, что транспортное средство выбыло из его обладания помимо его воли. Например, хозяин машины немедленно заявил о том, что его автомобиль был угнан, хотя бы и его собственным сыном. В таком случае лицо, неправомерно завладевшее транспортным средством, приравнивается в отношении ответственности за причиненный вред к владельцу машины. Но даже в случае заявления в милицию об угоне суд может возложить часть вины на собственника машины, справедливо полагая, что за машиной надо лучше следить. В случае "семейных" угонов так обычно и бывает. Детей надо воспитывать.
Вся пресса за 1 сентября 2003 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
18 сентября 2024 г.
|
|
ComNews.ru, 18 сентября 2024 г.
НСИС перешла на российское ПО в управлении проектами и работе с обращениями
|
|
Право.Ru, 18 сентября 2024 г.
«Ингосстрах» выиграл спор с зарубежными страховщиками на $2,7 млн
|
|
Коммерсантъ онлайн, 18 сентября 2024 г.
Сборы российских страховщиков жизни в первом полугодии увеличились на 42,2%
|
|
Финмаркет, 18 сентября 2024 г.
Российские страховщиков жизни в 1-м полугодии увеличили сборы на 42,2%, выплаты на 11,6%
|
|
Российская газета онлайн, 18 сентября 2024 г.
Опрос: страховщики ожидают роста рынка в пределах 10%
|
|
ПРАЙМ, 18 сентября 2024 г.
В РФ ввели порядок получения лицензии УК для долевого страхования жизни
|
17 сентября 2024 г.
|
|
Комсомольская правда-Волгоград, 17 сентября 2024 г.
В Волгограде фирма выплатила страховщикам 7 млн за автоподставы
|
|
5 колесо, 17 сентября 2024 г.
Названа реальна стоимость каско в России: вот что говорят сами автовладельцы
|
|
МедиаРязань, 17 сентября 2024 г.
Рязанские водители при европротоколе выбирают деньги
|
|
Волгоградская правда, 17 сентября 2024 г.
В Волгограде автоподставщик возместит страховой компании 7 млн рублей
|
|
Тарантас Ньюс, Брянск, 17 сентября 2024 г.
ОСАГО - на водителя: в Госдуме предложили отвязать «автогражданку» от машины
|
|
Заполярная правда, Норильск, 17 сентября 2024 г.
Более 570 автовладельцев Красноярья воспользовались дистанционным урегулированием убытков по ОСАГО
|
|
cbr.ru, 17 сентября 2024 г.
Решения Банка России в отношении участников финансового рынка
|
|
cbr.ru, 17 сентября 2024 г.
Страховые организации смогут получить лицензию управляющей компании
|
|
Финмаркет, 17 сентября 2024 г.
Установлен порядок получения страховщиками жизни лицензий УК для проведения операций по программам ДСЖ
|
|
RATA-news, 17 сентября 2024 г.
Эксперты РСТ прокомментировали ДТП с участием российских туристов в Египте
|
|
РИА Новости, 17 сентября 2024 г.
Российский ФОМС будет сотрудничать с коллегами из Казахстана
|
 Остальные материалы за 17 сентября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|